Железнодорожный путь – это целый комплекс сооружений и установок, предназначенных для осуществления направленного движения поездов. Он состоит из двух частей: верхнего строения пути и нижнего строения. Наиболее сложным по строению и использованным материалам является верхнее строение, так как состоит из множества последовательно соединённых элементов, образующих железнодорожное полотно.
Основными элементами верхнего строения пути являются: рельсы, шпалы, скрепления и балластный слой. От качества данных материалов зависит общее состояние железной дороги, её срок службы скоростной режим поездов. Поэтому каждый элемент строения изготавливается строго в соответствии с принятыми нормативами и техническими требованиями стандартов.
Стоит отметить отдельно шпалы для железных дорог как одни из важнейших материалов, укладываемых в путь. Они представляют собой брусья разного размера. Укладываются между слоем балласта и рельсами. Таким образом, принимают на себя основную нагрузку - давление от рельсов и промежуточных скреплений.
В зависимости от предполагаемой нагрузки и конкретного назначения, шпала для железной дороги может быть деревянной или железобетонной.
Широкое распространение подучили деревянные шпалы как наиболее доступные и приемлемые по цене. Изготавливаются из прочных пород древесины – сосны, пихты, кедра, ели, берёзы или лиственницы.
Для установки на пути принято использовать деревянные шпалы двух видов:
• Шпала деревянная пропитанная тип 1
• Шпала деревянная пропитанная тип 2
Отличаются они тем, что 1 тип используется в строительстве главных путей 1 и 2 класса, а 2 тип – для 3 и 4 класса. Классы путей определяют максимально допустимые показатели грузонапряжённости и скорости движения поездов.
Несмотря на многие достоинства деревянных шпал, есть и недостатки: быстрый износ, загнивание и относительно небольшой срок службы. Всё зависит от породы дерева, условий и интенсивности эксплуатации.
Для предотвращения быстрой порчи дерева в производстве используют специальные антисептики, которыми пропитывают шпалы. Чаще это креозот для консервирования и предохранения дерева от гниения.
Достойной альтернативой деревянным являются железобетонные шпалы. Они значительно тяжелее по весу (250 кг), очень прочные, выносливые к нагрузкам и тяжёлым условиям эксплуатации. Чаще всего используются на бесстыковом пути.
Существует несколько категорий ЖБ шпал (например, ЖБ шпалы Ш 1-1 или ЖБ шпалы Ш 3), всё зависит от особенностей клеемно– болтового скрепления. Все варианты изготавливаются одинаково – из напряжённо армированного железобетона. Такой способ производства позволяет получить изделие высокой прочности и упругости, а также гарантировать достаточно долгий срок службы (до 50 лет).
Шпалы для железных дорог. Деревянные и железобетонные
09.12.2020 /
На ДВЖД в границах Приморья снижены объемы капитального ремонта пути
Подробнее...
28.07.2020 /
В Союзе вагоноремонтных предприятий назначен новый исполнительный директор
Подробнее...
28.07.2020 /
Поезда из Крыма поедут в Краснодарский край и Ростовскую область
Подробнее...